Skip to main content

Размышлизмы о первом открытом Чемпионате Франции и проведении соревнований

Со времени приезда из очередного путешествия прошел месяц. Теперь я могу спокойно вспоминать свои четыре французских дня, уже без лишних эмоций анализировать, делать выводы, подмечая ошибки и достижения французских организаторов.

Французский чемпионат - мой второй опыт зарубежных фестивалей бокинга (и вообще третьи соревнования по бокингу, в которых я принимала участие), поэтому думая о проведении соревнований, я постараюсь свести воедино анализ и парижского контеста, и чешской Аубрии, и московского Фестиваля.
Данные заметки предназначены не только и не столько для бокеров-участников, но для тех, кто сам когда-нибудь соберется проводить фестивали и соревнования по бокингу, выходящие за рамки дворовых первенств.

Организаторы
Организация фестиваля – очень сложный и многоплановый процесс, в котором участвует много людей. Однако у любого фестиваля есть один директор, который отвечает за мероприятие в целом, выбирает себе помощников и партнеров, делегирует им отдельные поручения и полномочия, контролирует исполнение поручений и т.д. Во Франции таким директором был niku, и все участники отлично знали, что если что-то непонятно, всегда можно спросить его. Являясь потрясающим человеком и неплохим бокером, niku иногда немножко не хватало профессионализма для организации такого сложного мероприятия как международный фестиваль, но его желание и готовность не только работать, но и учиться на собственных ошибках, позволяет надеятся, что в следующем году уровень организации французского чемпионата будет существенно выше.
В Чехии директор фестиваля - David - также был всегда на первом плане, он просто образцово решал все вопросы и обеспечивал реализацию буквально вех просьб и пожеланий. Профессионализмом Давида и его команды можно только восхищаться. А еще можно у него поучиться, уверена, если попросить его помочь в организации советами и рекомендациями, он с удовольствием поучаствует.

Кто был директором Московского феста не знает, видимо, никто, о команде и говорить не приходится. Неудивительно, что участники даже не представляли к кому обратиться с просьбой, а часть вопросов и пожеланий была банально отфутболена «в небеса».

Выводы:
- У фестиваля должен быть 1 директор, ответственный за ВСЕ аспекты мероприятия. Он может поручать отдельные задачи и направления другим членам оргкомитета, но при этом он должен контролировать исполнение и, если что-то пошло не так, либо менять исполнителей, либо самому подхватывать «провисшие» задачи. Если директор не является профессиональным менеджером и не привлекает к организации профессионального менеджера (или не следует его указаниям), фестиваль обречен на проблемы.
- У директора должен быть штат помощников, готовых и умеющих выполнять отдельные задачи в рамках общей идеи. Их работа может быть платной или бесплатной, их может быть много или мало, но штаб организаторов должен быть укомплектован и задача создания этого штаба целиком лежит на директоре.
- Спонсоры и организаторы – это не одно и то же! Спонсоры могут принимать участие в организации, а могут вообще не присутствовать на мероприятии, обязательно оговорив (а то и прописав) с директором условия предоставления спонсорской помощи и ее объем.

Участники.
Одна из важнейших составляющих подготовки к соревнованиям – приглашение участников. И с этим у организаторов парижского чемпионата все прошло даже слишком хорошо: на соревнования приехали более 70 бокеров из 7 стран, включая далекую Америку, т.е. даже больше, чем на Аубрию. И состав участников вызывал уважение: мощная и спаянная чешская команда Bounce clan, американец Henry "Stuntman" Holloway, сильная группа французов. Причем люди приехали не только потусить, они реально хотели поучаствовать в соревнованиях, даже те, кто не рассчитывал на победу и призы. Женское представительство было послабее, но оно было, равно как и детское.

Организаторы нашли отличное решение и разделили все стадо на 5 классов: дети, женщины-француженки, женщины-нефранцуженки, мужчины-французы, мужчины-нефранцузы. Причем разделение наблюдалось только при определении победителей, а на самих соревнованиях иностранцы участвовали наравне с французами, более того, на прыжках (высота и тройной) отдельно соревновались только дети, мужчины и женщины в секторе были вместе. Кстати, детские соревнования выглядели самыми потешными и интересными, маленькие бокеры на маленьких джамперах просто не могли не вызывать улыбок.
Так как победителей в отдельных видах не награждали (соревнования проходили по системе многоборья), то такое деление позволило и лучших французов определить и гостей-иностранцев не обидеть, и спонсоров не перенапрягать. Однако победители отдельных видов остались без призов и наград вообще, что уже не есть хорошо.

Выводы:
- Мероприятия по приглашению участников очень важны. При качественно выполненной подготовительной работе можно в любое время года собрать внушительный состав и провести качественные соревнования. Но процесс приглашения необходимо начинать хотя бы за 2 месяца до соревнований (для международных мероприятий – за 3-4 месяца).
- Для открытых региональных чемпионатов (национальных, областных и т.д.) решение на выделение участников из других регионов в отдельные классы вполне оправдано. Это позволит и определить лучших среди «своих» и повысить уровень соревнований за счет приглашенных сильных спортсменов других регионов.
- При определении победителей разделение по половому признаку необходимо в любом случае, иначе представительниц прекрасного пола на соревнованиях будет по-прежнему прискорбно мало. Аналогично дети должны соревноваться с детьми, а не оставаться чужими на бокерском празднике спорта.
- При большом количестве видов соревнований (во Франции было заявлено 5 видов – провели 3, в Чехии было заявлено 3 вида – провели 1, в России разыграли все 4 заявленных вида) и подобном выделении, резко возрастает число победителей и призеров, поэтому система многоборья при награждении лидеров, видимо, является все же наилучшей.
- Для того чтобы сильные бокеры, специализирующиеся в отдельных видах, имели мотивацию на соревнованиях, необходимы хотя бы символические награды победителям каждой категории в каждом виде. Медали, вручаемые на официальной церемонии награждения, и официальная публикация протоколов соревнований вместе с фотографиями награждения видятся мне вполне достаточным стимулом. А вот победители-многоборцы должны получить уже существенные материальные призы. Но так как категорий будет не много, то и спонсорам не придется вкладывать в призы слишком много денег.
- Не разделение участников на категории в процессе соревнований («свои» бегут вместе с «чужими», женщины прыгают вместе с мужчинами) может как усилить конкуренции так и снизить мотивацию. Поэтому данное решение необходимо принимать с учетом мнений и пожеланий участников, а также их количества.

Языковой барьер.
В процессе предварительных коммуникаций на англоязычном форуме всех убедили, что языковой проблемы не будет – многие представители организаторов неплохо общаются на английском, что, несомненно, оказалось правдой. Но «организаторы общаются» и «официальный язык соревнований» - это две огромнейшие разницы, что почему-то не учли. А неудобств это вызвало не много, а очень много. Я, например, суть правил более-менее уяснила только после ознакомление с результатами соревнований через две недели после их окончания (протоколы хоть и неполные, опубликовали-таки на трех языках!).

Выводы:
- Если в соревнованиях предполагается участие более чем трех иностранцев, не владеющих национальным языком, необходимо принять решение о втором официальном языке соревнований. Все документы (положения, расписания, регламенты, требования и т.д.) должны быть подготовлены на двух языках. Все объявления на соревнованиях (приглашения участников, правила конкретного вида, объявление победителей и их результатов и т.д.) должны звучать на двух языках. Без вариантов. Чешская Aubria в этом плане – отличный пример успешной реализации этого положения.
- Если в соревнованиях предполагается участие 1-3 иностранцев, не владеющих национальным языком, предварительные материалы также должны быть переведены и опубликованы на понятном им языке, однако вместо общих объявлений вполне можно обойтись «ответственным переводчиком» - человеком, который будет сопровождать иностранцев во время соревнований и пояснять им все необходимое. Таким переводчиком вполне может быть один из участников или судей, ориентирующийся в правилах и владеющий иностранными языками.
- Если участие иностранцев не планируется (или все иностранцы владеют русским языком в достаточной степени), переводы и переводчики не нужны. Язык соревнований – это не понты, а один из важных элементов, применять который нужно по назначению.

Культурная программа
Фестиваль – это не только соревнования. Более того, для многих бокеров соревнования являются далеко не самой важной (или вообще не важной!) частью фестиваля. У меня из всего французского приключения самые позитивные впечатления остались о прогулке по Парижу - 60 бокеров, скачущих по городу - это сила! А Аубрию так вообще невозможно представить себе без вечеринок, игровых приставок, собирания коробок, экскурсии в угольной шахте, купания в бассейне!

Выводы:
- Помимо спортивной программы организаторы обязаны продумывать и культурную часть (а не просто представлять бокерам возможность развлекать себя самим). Да, это сложней – но без труда и уменья хороший фест не организуется. Да, это может быть дорого – но ни французский, ни чешский фест не были бесплатными. Да, это надо не только пообещать, но и сделать, а не разводить с виноватым видом руками «не шмогла я» – но никто не мешает оформлять договоренности с партнерами письменно.
- Развлечение необходимо обеспечить так, чтобы эти развлечения были доступны и интересны именно для собравшихся бокеров, а родственники и друзья организаторов могут устроить междусобойчик как-нибудь в другой раз или в другом месте.

Время и протяженность фестиваля.
При выборе времени проведения соревнований необходимо учесть множество факторов, самыми главными из которых являются погода и возможность приехать на фестиваль спортсменов. Причем если соревнования планируется проводить под открытым небом, то значение климатического фактора резко возрастает. С фактором участников проще: фест не должен попадать на самое начало сезона, школьные и студенческие каникулы, должен отстоять по времени от других тематических мероприятий других регионов.
А с протяженностью все еще проще: выходные или выходные + 1 день, этого хватит и на спортивную, и на культурную программу.

И в Чехии, и во Франции, и в России время проведения фестивалей выбрано вполне удачно. То, что везде по 1 дню погода была не самой удачной, дело случая, от этого никто не застрахован. Хотя для международного фестиваля август может быть более перспективным временем, чем сентябрь (фактор студентов).

Выводы:
- Для средней полосы России оптимальным временем проведения фестивалей является май и август-сентябрь. Если делать международный фестиваль в России, то планировать его надо на август, а подготовку начинать не позднее чем в феврале.
- Зимой проведение фестивалей бокинга на территории России также возможно, но только в закрытых помещениях или в южных регионах, но следует сразу понимать, что это будут региональные, а не национальные мероприятия. Место проведения соревнований.
- Как я уже отметила выше, из трех моих соревнований Российский чемпионат, прошедший в рамках феста, был единственным, разыгранным в полном объеме (4 вида из 4 заявленных). Да, я согласна, что любовь европейцев к резиновым дорожкам стадионов имеет под собой некоторые основания (их не требуется готовить – там уже есть вся необходимая разметка, падения на них намного безопасней асфальтовых), но, по-моему, это ничуть не искупается их полной непригодностью в мокром состоянии. И отмена всех беговых дисциплин на Аубрии и сильно подпорченные соревнования в Париже (даже не смотря на перенос состязаний, часть участников отказалась выступать вообще, многие перестраховываясь показывали далеко не лучшие результаты), как нельзя лучше иллюстрирует тот факт, что при планировании места проведения просто жизненно необходимо предусматривать «запасной аэродром» на случай дождя и/или сильного ветра.

Выводы:
- Идеальным место для проведения соревнований по бокингу является крытый стадион, со стандартным 400метровым беговым кругом, оборудованный звуковой и измерительной аппаратурой, имеющий трибуны, раздевалки с душами и туалетами для спортсменов, пунктами питания для спортсменов и зрителей, и гостиницей для приезжих.
- Если идеального стадиона нет, то необходимо готовить сразу несколько вариантов, чтобы такая мелочь, как дождь и ветер, не могли сорвать все мероприятие. Да, падения на асфальт более травмоопасны, чем на резину (содранные на московском фесте локти все еще напоминают о себе), зато асфальт и в мокром состоянии не скользит, да и сохнет намного быстрей. Да, стадионные дорожки размечены и подготовлены, но разметка асфальта – не такое уже трудоемкое дело. Да, найти на мелких стадионах круг 400 метров проблематично, но ИМХО лучше уж отказаться от одного вида изначально, чем рискнуть, и запороть в итоге все соревнования.
- Если место проведения соревнований – не есть место проживания участников и/или в рамках культурной программы запланированы выезды куда-то еще (как было на Аубрии), необходимо продумать транспорт для перемещения. Так, как делают европейцы (хозяева перевозят всех гостей на своих личных авто) мы не сможем просто из-за отсутствия авто. Но, как показал мой личный опыт на московском фесте, нанять автобус стоит совсем недорого, главное, чтобы кто-нибудь из организаторов сумел додуматься до этого простого решения заранее. А чтобы не напрягать спонсоров, стоимость транспорта можно включить во вступительный взнос с участников.
- Если в зависимости от погоды будут изменения в расписании, альтернативный вариант также должен быть тщательно проработан и при принятии решения об изменениях всем участникам должно быть это сообщено своевременно. Возможно, понадобится дополнительный транспорт, помещение, развлечения и т.д.
- Проживание может быть платным или бесплатным, но лично я начала склоняться к мысли, что совсем бесплатное проживание – не есть хорошо, ибо привлекает посторонний народ, не уважающий (да и не знающий) базовых правил поведения как на фестивале, так и вообще, и мешающий нормальному прохождению мероприятия. А в случае ЧП организаторы будут нести ответственность за этих недоучастников по полной программе. Слоты организаторов, участников и зрителей должны быть четко прописаны, чтоб не допускать посторонних туда, куда не следует.
- Среди организаторов должен быть человек, ответственный за финансы мероприятия от подготовки бюджета, сбора средств от спонсоров и участников (если соревнования платные), распределения средств на нужды фестиваля (гостиница, закупка оборудования, транспорт, питание, призы и т.д.), отчета о расходовании средств.

Требования безопасности
Неожиданным «сюрпризом» на французском чемпионате оказалось обязательное использование полного комплекта защиты (колени, локти, ладони, шлем). Сказать, что у меня это вызвало негодование – ничего не сказать. Каким образом может помочь каска при проскальзывании на мокрой резине стадиона, когда наиболее вероятная травма – растяжение/разрыв боковых и крестообразных связок коленей, мне никто объяснить не смог. При этом никто не поинтересовался вообще наличием у меня медицинской страховки, покрывающей все травмы во всех экстремальных видах спорта (кроме альпинизма), а я ведь специально на чемпионат застраховалась.

Выводы:
- Вместо требований заковать участников в броню до их полной неподвижности, целесообразно в обязательном порядке брать у участников «отказ от ответственности» (для несовершеннолетних подписку дает родитель/опекун).
- Хорошей идеей будет договориться со страховой компанией и предлагать участникам оформить на время соревнований добровольный полис на выгодных условиях
- Обязательно иметь несколько комплектов защиты на случай если кто-то из участников хочет большей безопасности, но по каким-то причинам не имеет своего снаряжения (забыл, порвалась и т.д.)

Оборудование для проведения соревнований
Про то, как я «рада» была бегать и прыгать на мокрой французской резине, я уже неоднократно писала. Что там еще осталось по снаряжению?

Прыжки в высоту производятся через нечто. Так вот французы в качестве этого «нечто» натянули тоненькую красную резиночку, абсолютно незаметную на фоне красного же покрытия стадиона. Мало того, что сам прыгун не видит, где «это» находится и не всегда чувствует точно, перепрыгнул или нет, так и зрителям совершенно непонятно, почему человек перепрыгнул, а высоту не засчитали (если резиночки коснуться, то она всего лишь слегка подрагивает, и только если конкретно в нее влепиться, отлетает от креплений).
А для пущего восторга на приземление они постелили толстенный мат, что для меня, прыгающей с разворотом, дает дополнительный риск повредить связки коленей, винтом вкрутившись в «средство повышения безопасности». Не, я согласна, что безопасность важнее всего, но зачем полуметровый мат-то кидать? Если приземляться «почти на ноги», то тоненького мата (как на Аубрии) вполне достаточно, а если лететь головой вниз, то шею свернуть на любом мате можно. Тем более что в отсутствии мата почему-то никто головой вниз не летает, а вот с ним – каждый третий. С чего бы это?

Большой проблемой московских соревнований стало полное отсутствие каких-либо вменяемых устройств для подачи стартового сигнала в беге, а также «странных» приборах по измерению времени. У французов (как и у чехов) с секундомерами все обстояло нормально. А в качестве стартового сигнала использовалась оригинальная штука, представляющая собой стержень с «блином» на конце и еще одним «блином», нанизанным на стержень. Команда приготовится – стартер поднимает «хлопушку» вверх. Внимание – приопускает руку, чтобы жест был отчетливо виден и участникам, и хроникерам. Марш – резкое опускание руки вниз, подвижный блин с силой плюхается на неподвижный с очень громким и резким хлопком, который четко слышит весь стадион. ИМХО это намного проще и ничуть не хуже стартового пистолета.

По прыжкам в длину (точнее тройному прыжку) вопросов с оборудованием не возникало: заступ (или его отсутствие) определялся визуально одним судьей, точка приземления – другим (он просто стелился параллельно летящему человеку по земле и сразу же ставил напротив приземления фишку), измерение проводилось стандартной рулеткой.

Выводы:
- Оборудование для прыжков в высоту должно состоять из стоек и легкой жесткой планки, свободно устанавливаемой на стойках (без фиксации). Длина планки – не менее трех с половиной метров (желательно больше). На счет оптимального материала для планки есть сомнения, но пока из всего увиденного наилучшим решением выглядит дерево: и прочно, и не провисает, и заметно хорошо как в установленном состоянии так и при падении. На приземлении если и использовать мат, то тонкий, в котором не вязнут копыта.
- Для беговых дисциплин необходимы вменяемые секундомеры, а также люди, которые умеют пользоваться секундомерами (и не отвлекаются при этом на ерунду), и стартер с хлопушкой. Если нет стартового пистолета, стоит попробовать соорудить хлопушку как у французов.
- В прыжках имеет смысле также использовать помимо рулеток еще и цветную фишку. И судьям удобней, и зрителям наглядней.
- Среди организаторов должен быть официальный комиссар, ответственный за наличие и качество используемого оборудования

Дисциплины соревнований
Во Франции были заявлены беговые 100 и 400 метров, прыжки в высоту, тройной прыжок в длину и фристайл. Из-за плохого состояния дорожек на стадионе 100-метровка прошла скомкано (судили по 1 забегу, никаких полуфиналов-финалов не проводилось), 400-метровку отменили совсем, а фристайл вынесли из соревнований в показательные выступления.

Насколько я смогла понять, правила прыжков в высоту почти не отличались от привычных мне: попыток давалось три, остановленный разбег за попытку не считался, сальта были запрещены. Кардинальным отличием, как я поняла (правила если и объявлялись, то только по-французски, остальное пришлось выспрашивать у и так занятых судей), было разрешение на падения, т.е. для того, чтобы попытка была засчитана, достаточно было не сбить планку и коснуться мата вначале копытами. ИМХО, такое правило вместе с толстым матом провоцирует расхлябанное отношение бокеров к завершающей стадии прыжка (приземлению), отсюда и раскоряченные конечности, приземления на одну ногу, полеты головой вперед, падения мимо мата и т.д. Т.е. выпендрежи, ни в коей мере не являющиеся безопасными, были просто спровоцированы правилами.

Усеченная стометровка как-то не воспринималась в качестве полноценных соревнований: ни для зрителей, ни для участников не видна реальная борьба, ведь победители определяются из всех забегов. А раз нет очного противостояния, то и результаты рекордными не будут, даже при идеальном состоянии покрытия. Да и вопросы к судьям при заочном противостоянии (только со секундомеру) у участников могут возникнуть, особенно если есть вопросы к измерительному оборудованию и технологии замеров.

Тройной прыжок – новая для меня дисциплина. У меня и с обычными-то прыжками в длину проблема (боюсь прыгать вперед), так что то, что результаты были слабенькими, неудивительно. Но смотреть за прыгающими ребятами было ОЧЕНЬ интересно, и результат за 15 метров просто потрясает. ИМХО тройной прыжок намного интересней просто прыжков в длину! А ведь правила совсем просты: разбег или распрыг, толчок (одной или обеими ногами) до лини, раз (приземлился-толкнулся) – два (приземлился-толкнулся) – три (приземлился), замеряли по месту третьего приземления. После приземления лучшие прыгуны четвертым прыжком улетали на мат (вот здесь он был как нельзя кстати), но большинство просто отскакивали или отбегали, реже падали.

Фристайл, как я уже писала, был вынесен за рамки соревнований, поэтому о предполагаемых критериях судейства я даже догадаться не могу. По регламенту каждому участнику выделялась всего одна минута (после общения с судьями выяснила, что полторы минуты тоже прокатывает, но не больше), фонограммы необходимо было иметь свои. Площадка для фристайла ограничивалась только размерами стадиона, т.е. для выступления можно было использовать всю стометровую прямую в 6 беговых дорожек. Как я поняла, это было задумано для акробатов – ребята планировали замахнуться на мировой рекорд по количеству сальт подряд, однако из-за мокрой резины самая длинная продемонстрированная акробатическая связка состояла всего из 9 элементов (сальта, темпы и винты), а многие вообще не стали делать каскады. Выступать с танцами на такой площадке было не слишком удобно: мало того, что мокрая резина скользит и беговые дорожки не горизонтальны (идет наклон к центру стадиона), так еще и сзади-спереди нет «буферной зоны», т.е. появляется риск «вылететь» либо в трибуны, либо на траву, а прыгать боком к зрителям неакробатику некрасиво.

Выводы:
- На прыжках в высоту необходимо правилами заставить участников приземляться безопасно, иначе будет полный цирк. Если требование московского феста выходить после прыжка через коридор и является несколько напрягающим для участников, то необходимо как-то по-другому формализовать необходимость аккуратно приземляться, или оставить те же требования, просто сократив зону выхода.
- Стометровка должна проходить в несколько этапов, а победители и призеры определяться в очном противостоянии, тогда и зрителям будет все понятно, и вопросов о честности не будет возникать. Получается минимальное число туров два: квалификация и финал, но если характеристики площадки не позволяют провести забег 4 участников, то лучше проводить еще и полуфинал (как было на московском фесте).
- Четырехсотметровку (и более длинные дистанции) имеет смысл заявлять в программу соревновании ТОЛЬКО при наличии крытого хорошо подготовленного стадиона.
- Тройной прыжок – ну очень увлекательный вид с простыми и понятными правилами. Обязательно надо включить его в программу соревнований вместо прыжка в длину. Для стимулирования лучших результатов можно после 18-20 метров от линии толчка положить толстый мат.
- Фристайл – самая сложная для судейства дисциплина, самая многогранная. Площадка, позволяющая полностью продемонстрировать «танцорам» и «трюкачам» артистизм бокинга сильно ограничивает возможности акробатов. Думаю, уровень бокинга и в мире и в России уже вырост настолько, что пора акробатику выделять в отдельный соревновательный вид, с отдельной площадкой, правилами и судьями.
Во фристайле интенсивное выступление протяженностью 1-1,5 минуты может быть более ярким, чем размазанное пятиминутное перетаптывание, а при большом количестве участников короткие выступления и зрителям будут интересней. Т.е. стоит убрать из правил требования исполнения обязательных элементов и расширить возможность участников по выбору временных рамок, например, 1-3 минуты. При выделении акробатики в отдельный вид в критериях оценки фристайла необходимо снизить влияние сложности на общую оценку.

Информационное освещение мероприятия
Основной целью соревнований по бокингу является развитие данного направления, при этом определение лучших спортсменов через призы – это всего лишь одна из составляющих развития. Но если только поддерживать и стимулировать уже сложившихся спортсменов, спорт будет не то чтобы не развиваться, он просто захиреет!

Французы подошли к делу достаточно серьезно: специальный сайт мероприятия, приглашение телевизионщиков на фестиваль, публикация приглашений и оперативные ответы на вопросы на всех крупных бокерских форумах Европы. Постфактум активное обсуждение прошедшего феста на тех же форумах, отправка участникам фотографий, массовое братание в фейсбуке, отчет на тех языках.

У Чехов все было еще более масштабно: десятка полтора доменов, яркий сайт с фотографиями и отчетами предыдущих лет, фирменные подарки участникам, перетяжки по городу и анонсы на ТВ, активное обсуждение на всех форумах. После фестиваля публикация фотографий, видеороликов и интервью с лучшими спортсменами на разных порталах (многие интервью брались уже после фестиваля, по электронной почте), начало регистрации на следующий год.

У Московского феста в этом плане полный пролет. Если разработку правил, приглашение участников, распечатку протоколов, создание бланков, регистрацию, сведение результатов я, не являясь официально организатором, сумела провести своими силами, то делать хорошую мину после мероприятия я не стала: слишком уж много личного негатива накипело, чтоб и дальше делать чужую работу. Братание народа ВКонтакте после феста, конечно, состоялось, как и обмен фото-видео, но к организаторам это никакого отношения не имеет. А выложенный на официальном сайте отчет не содержал не только результатов и имен победителей, но даже имени фотографа, чьи фотографии были использованы! Как такой «отчет» можно использовать для продвижения следующего фестиваля и, тем более, для вывода его на международный уровень, совершенно непонятно. Не удивительно, что ни один человек во Франции не знал о проведенных в России соревнованиях – это при том, что и количество разыгранных видов, и результаты лидеров были не хуже чешских и французских!

Для нового, молодого направления, необходима публичность, как до и во время мероприятия, так и после. Даже для «дворовых первенств» правила хорошего тона требуют оглашения итоговых протоколов, а на полноценных чемпионатах публикация итогов, включающих фамилии и результаты победителей и призеров всех видов, а также лучших фотографий и видеороликов совершенно обязательна! Для многих участников появление их фамилии в строчке официального отчета может быть не меньшей наградой, чем медаль и даже новые джамперы! Ведь такие отчеты делают «народными героями» тех, кто действительно этого заслужил, а также помогают ребятам потом искать спонсоров и работодателей.

Для организаторов соревнований материалы также очень важны. Ведь в следующем году они позволят привлечь лучших участников, облегчат переговоры со спонсорами, будут востребованы представителями СМИ. Без таких материалов увлечение не позиционируется как спорт ни для спортсменов, ни для судей, ни для спонсоров, ни для общества в целом.